Рубрики
Статьи

Что такое семья и какие отношения в ней формируются

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда не сможет конкурировать с семьёй.

Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь. К чему она может привести?

Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и человечность.

В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Взаимодействия педагога с родителями.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Источник:
Роль семьи в формировании личности ребенка
В процессе формирования личности семья играет главную роль. В семье закладываются основы личности. Семья – первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/647011/

Семья как фактор формирования личности

Семья как фактор формирования личности

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная – самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, – это творение человека.

Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по – настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. статьи влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, планета, страна, общество и государство. Во вторую группу входят мезофакторы: тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия. Среди микрофакторов выделяют семью, школу и ближайшее окружение ребенка. Несмотря на использование термина «микро» – это наиболее значимый фактор для формирования личности.

Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.( слайд) К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Условия успешности семейного воспитания.

Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.

Вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах:

1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.

2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.

3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.

4. Наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.

Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.

6. Традиции в семье. Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.

7. Учет особенностей пола ребенка. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец.

Условия успешного семейного воспитания

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Каковы же условия успешного семейного воспитания?

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.

Источник:
Семья как фактор формирования личности
Семья как фактор формирования личности Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей,
http://pedsovet.org/forum/topic6204.html

Что такое семья, как она возникает? История возникновения семьи, ее развитие, суть

Что такое семья, как она возникает? История возникновения семьи, ее развитие, суть. Дети в семье

Что такое семья? Как она возникает? Семейный кодекс России дает ей определение как союзу двух лиц. Возникновение семьи при этом возможно только при гармонии взаимоотношений и любви.

Учеными было дано объяснение тому, каким образом в далекой древности появилась семья. Они считают, что ее создали добытчики-мужчины со своими верными спутницами. История возникновения семьи началась на определенном этапе развития общества. Это был момент, когда у представительниц слабого пола произошла смена приоритетов. Пещерные красавицы перестали обращать внимание на брутальных альфа-самцов. На их месте женщины предпочитали видеть мужчин-добытчиков, которым и хранили верность всю свою жизнь. Красавицы поняли, что отношения с тем, кто способен обеспечить пропитанием не только себя, но и свою избранницу, гораздо комфортнее.

Альфа-самец в этот момент истории стал просто невыгоден с практической стороны. Такой мужчина завоевывает женщину только на одну ночь. При этом он не старается обеспечить ее дальнейшее комфортное существование, а отдает свои силы на борьбу с другими самцами за получение места в иерархии или в сердце очередной дамы. Хорошие добытчики по многим параметрам могли уступать брутальным мужчинам в наглости, силе, а также в умении подавлять своей волей. Однако в то время, когда альфа-самцы дрались за очередную даму сердца, они осыпали свою избранницу дарами. Женщины быстро сообразили, какой мужчина украсит и облегчит их жизнь. Самки начали выбирать добытчиков. Они хранили им верность, поскольку комфортная жизнь с заботливым самцом женщин вполне устраивала. Таким образом, подарки и цветы – это обычай, пришедший к нам с древнейших времен.

С течением времени была утеряна актуальность такого критерия превосходства, как «самый сильный». В отношениях самцов стало меньше конфликтности и остроты. Люди разбились на семейные ячейки, которые были весьма устойчивы. Результатом их возникновения стало образование общин.

Что такое семья? Как она возникает? Каковы ее основные признаки? Слово «семья» в широком смысле подразумевает определенную группу людей, у которых имеется общий предок.

Что такое семья, как она возникает? Первоначальной основой отношений, которые существуют в базовой ячейке общества, является брак. Он обеспечивает установление супружеских обязанностей и прав.

Сама суть семьи намного многограннее, чем брачные отношения. Родственными связями объединены не только супруги. В состав семьи входят также дети и другие близкие люди. Таким образом, в базовой ячейке общества складываются триединые отношения. Они основаны на цепочке «супружество-родительство-родство». Таковым является основной тип семей, которых в России насчитывается порядка шестидесяти-семидесяти процентов. Оставшаяся часть приходится на молодоженов, которые пока не завели малышей, и бездетных супругов.

Понятие, заключенное в термине «семья», обладает социальным характером. Именно поэтому в правовых актах установлен круг лиц, которые образуют ее состав. Однако в различных сферах законодательства понятие членов семьи различно. Все зависит от того содержания, которое вкладывается в это определение. Так, различен круг членов семьи в трудовой, гражданской, семейной отрасли права и т. д.

Как возникает семья? Вовсе не после появления соответствующего штампа в паспорте. Созданию семьи предшествует процесс построения отношений любви, поддержки и взаимопонимания. Вся жизнь этой малой социальной группы характеризуется происходящими в ней духовными и материальными процессами. В семье человек рождается, через нее происходит смена поколений.

От эпохи к эпохе, от общества к обществу роль семьи варьировалась. Помимо всего прочего, культурными нормами предписываются и определенные понятия. В их перечне количество супругов, которые могут быть у одного человека, и правила, по которым выбираются брачные партнеры, обязанности и права родственников, а также роль, отводимая главе семейства.

– хозяйственно-бытовая и экономическая;
– репродуктивная;
– воспитательная;
– первичной социализации;
– психотерапевтическая и рекреационная.

Репродуктивная роль семьи обуславливается необходимостью продолжения человеческого рода. Сегодня, к сожалению, демографическая ситуация в нашей стране такова, что уровень смертности превышает рождаемость. Дети в семье являются не только продолжателями рода, но и членами общества, будущими тружениками и деятелями, защитниками родины и частичками прогресса. Именно поэтому одной из важнейших задач, которые ставит перед собой государство, является восстановление репродуктивной роли малой социальной группы людей.

Так сложилось исторически, что семья является главной хозяйственной ячейкой любого общества. Ее экономическая функция представляет собой накопление богатства, предназначенного для ее членов.

Роль первичной социализации семьи заключена в формировании личности ребенка. Люди, связанные между собой кровными узами, обладают тесными социальными и естественно-биологическими связями. Это влияет на особенности формирования психики на ранних этапах развития ребенка.

Находясь среди близких людей, человек должен ощущать себя комфортно. Семья должна быть нишей, где, несмотря на успехи, финансовое положение и внешность, каждый хотел бы чувствовать защиту и взаимопонимание. В этом заключается психотерапевтическая и рекреационная функция семьи.

Источник:
Что такое семья, как она возникает? История возникновения семьи, ее развитие, суть
Что такое семья? Как она возникает? Семейный кодекс России дает ей определение как союзу двух лиц. Возникновение семьи при этом возможно только при гармонии взаимоотношений и любви.
http://fb.ru/article/145381/chto-takoe-semya-kak-ona-voznikaet-istoriya-vozniknoveniya-semi-ee-razvitie-sut-deti-v-seme

Что такое семья и какие отношения в ней формируются

что такое семья и какие отношения в ней формируются

Семья – круг лиц, объединяющий родственников и близких людей, которых связывает общность жизни и взаимо-поддержка.
Особенности семьи.
1.Любовь и привязанность.
2.Помощь друг-другу и забота.
3.Ведение общего хозяйства.
4.Совместное воспитание детей и провождения времени.

культура 2.технология 3.община 4.частная собственность 5.касты 6.закон 7.классы 8.экологический кризис 9.права и свободы человека. Найдите два термина, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

2. что вам известнно об экономических реформах России?
3. Что такое социальные отношения?
4. Чем различаются социальные роли и социальные статусы?
5. Что такое семья и какие отношения в ней формируются?

31. Как право регулирует трудовые отношения?
32. Что вам известно об экономических реформах в России?
33. Почему фундамент социальной структуры общества
составляют статусы?
34. Что такое социальные отношения?
35. Как проявляют себя социальные группы?
36. Чем различаются социальные роли и социальные
статусы?
37. Что такое семья и какие отношения в ней формируются?
38. Как регулируются правовые статьи?
39. Что такое этнос и нация?
40. В чем выражаются межнациональное сотрудничество
и межнациональные конфликты?
41. Что вы знаете о развитии социальных отношений в
современной России?

33. Почему фундамент социальной структуры общества составляют статусы?
34. Что такое социальные отношения?
35. Как проявляют себя социальные группы?
36. Чем различаются социальные роли и социальные статусы?
37. Что такое семья и какие отношения в ней формируются?
38. Как регулируются правовые статьи?
39. Что такое этнос и нация?
40. В чем выражаются межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты?
41. Что вы знаете о развитии социальных отношений в современной России?

]]>