Рубрики
Статьи

Как складываются отношения в доме кабановых. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Сочинение на тему Кабаниха

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицетворением этих нравов является дом Кабановых.

Познакомимся с его представителями.

Марфа Игнатьевна Кабанова — поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное — деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека — вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя.

Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.

Образ «темного царства» в произведении «Гроза» воплощает провинциальный город Калинов. Бедняки в нем вынуждены круглосуточно работать, богатые люди предпочитают проводить время за высокими заборами и «поедом есть» всех, кто находится в состоянии зависимости от них. Нравы патриархального купечества олицетворяет семья Кабановых.

Марфу Игнатьевну, зажиточную купчиху, называют не иначе как «Кабаниха». Это прозвище создает впечатление чего-то неприятного. У героини нелегкий характер. Она деспотична, властолюбива. Кабаниха

Не признает ничего нового и верит в силу обрядов. Она по-своему любит детей, но считает их неспособными самостоятельно сделать выбор. Марфа Игнатьевна не терпит возражений. Сын Тихон пытается как можно чаще бывать вне дома, чтобы не испытывать на себе ее влияния, а дочь Варвара учится обманывать. Только Катерина, невестка Кабанихи, не может ни притворяться, ни куда-то уходить. Она верит в лучшее и не выносит жестоких нравов, царящих в семье.

Тихона читатели могут запомнить только как сына Кабанихи — именно такое описание дает ему автор в начале произведения. Герой обладает слабым характером. Его стремление уйти

Из-под контроля выражается в загулах вдали от дома. Тихон любит жену и не хочет причинять ей боль. Он находится не в ладах с собой и не может сделать выбор между властной матерью и Катериной. Кабанов выступает против Марфы Игнатьевны, когда становится уже поздно: его жена уходит из жизни.

Характер Варвары Кабановой можно описать ее именем: «варвар, чужеземец». Пока героине удается обманывать мать, она не вступает в открытый конфликт. «Лишь бы все шито да крыто было» — такое правило справедливо для дома Кабановых. Как только тайное становится явным, и Кабаниха пытается ограничить свободу дочери, Варвара сбегает. Можно не сомневаться, что ее умение приспосабливаться к обстоятельствам окажется полезным.

Катерина так и не смогла стать частью семьи Кабановых. Большую часть времени она проводит в воспоминаниях о прошлом. Молодая женщина мечтает летать, как птица, быть свободной. Ничто не в силах удержать ее в «темном царстве»: Борис не проходит испытание любовью, Тихон не смеет возразить матери… В жизни Катерины начинается гроза. Она умирает, оставшись гордой и независимой.

Таким образом, семья Кабановых в пьесе представлена несколькими характерными образами. Похожих людей можно найти в разных городах. Островский дает исчерпывающую характеристику патриархального мира и людей, которые в нем живут.

Сочинения по темам:

  1. Начало XIX века. Город Калинов, стоящий на крутом берегу Волги. В первом действии пьесы читатель видит общественный городской сад. Здесь.
  2. В драме «Гроза» молодое поколение представлено очень широко: это Катерина, ее муж Тихон, возлюбленный Борис, Варвара, Кудряш. Учитывая тему сочинения.
  3. А. Н. Островский — великий русский драматург. Он первый в Русской литературе приоткрыл завесу над бытом купечества, показал бесправие женщины.
  4. Тихон и Борис стали теми мужчинами, которые предопределили судьбу главной героини пьесы Островского «Гроза » Катерины. Впервые Тихона Кабанова мы.

Пьеса «Гроза», написанная А.Н. Островским, повествует о людях XIX века и рассказывает о жизни провинциальной России того времени. Основные действия в произведении происходят в городке Калинов, который расположился на высоком берегу Волги. На фоне ослепительной привлекательности окружающей природы и спокойствия произошла трагедия, которая нарушила тихую жизнь этого городка.

Не все так замечательно в Калинове. Тут, в домах людей происходят частые рукоприкладства и крики и льются тяжело скрываемые слезы. Примерно в середине произведения рассказывается о жизни одной из купеческих семей. Конечно, таких семей в городе очень много, а в целой России и того больше. Но наша жизнь устроена так, что все люди соблюдают определенные правила и законы, а любое непослушание их считается или позором, или грехом.

Самый авторитетный человек из семьи Кабановых — это Марфа Игнатьевна, мать и богатая вдова. Это она командует родственниками и вводит в семье свои правила и порядки. Так что и фамилия ей подходит – Кабанова. Эта женщина глупа и необразованна, но очень властна. Марфа очень жестока и упряма, требует, чтобы все выполняли ее правила. Марфа Игнатьевна очень сильная женщина. Она считает, что семья — это самое главное и требует подчинения всех домочадцев. Но женщина очень любит своих детей – сына и дочь. Кабаниха снисходительна к своей дочери Варваре, часто отпускает девушку пообщаться с молодежью, зная, как тяжело дочке будет замужем. Но вот свою сноху Катерину она очень часто упрекает, заставляет девушку жить так, как хочет она, и контролирует каждый ее вздох. Быть может, женщина просто ревнует невестку к своему сыну! Сына ее зовут Тихоном. Человек он слабохарактерный, послушный и очень уважает мнение своей матери. В силу своей слабохарактерности он не может возразить матери, он воспитан в послушании, мнение его матери для него очень важно. По мнению Тихона, каждая семья должна строиться на любви и взаимопонимании, однако ослушаться своей властной матери он не может, как и постоять за себя и свою жену, поэтому ему остается лишь искать утешение в алкоголе. Своим властным характером мать убивает в нем мужчину, делая беззащитным слабаком. Тихон не может исполнять роль мужа и защитника своей семьи, не умеет заботиться о семейном благополучии. В глазах Катерины он выглядит полным ничтожеством, а не мужем. У нее нет любви к нему, она его жалеет лишь и терпит.

Варвара, сестра Тихона, гораздо смелее и сильнее брата. Девушка тайно от матери гуляет со своим любимым Кудряшом и не отчитывается перед Марфой за каждый свой шаг. Несомненно, ей проще жить, чем Катерине. Варвара вечно пытается достучаться до Катерины и объяснить ей, что в их доме невозможно выживать без обмана. Но Катерина не умеет лгать.

Катерина всегда была чужой в этом доме, она здесь словно как в тюрьме, и все происходит против ее воли. В родном доме ее окружала ласка и любовь, которую она заслуживала. А в доме Кабанихи Катерина живет, словно птица в клетке: в неволе ей тоскливо, она терпеливо сносит пьянство нелюбимого мужа и незаслуженные упреки свекрови. И детей у нее нет, ей некому подарить любовь и ласку.

Спасаясь от этого ужаса, Катерина ищет такого человека, который мог бы стать ей опорой, ее защитником, она ищет настоящую любовь. И из-за этого безвольный и слабый Борис, племянник Дикого, стал в ее глазах наилучшим мужчиной, идеалом, непохожим на ее мужа. Она словно не видит его недостатков. Но Борис не сумел полюбить Катерину. И Тихон нам видится намного лучше и благороднее его. Тихон все позволяет Катерине, так как любит ее.

Из-за этого самоубийства Катерины и следовало ожидать. Она больше не может выживать под властью Кабанихи. Эта трагедия растормошила спокойную жизнь этого города, и даже трусливый Тихон начал идти против воли матери.

Пример семьи Кабановых показывает нам, что нельзя строить статьи по принципу подчинения слабого человека сильному. Рушатся домостроевские устои, проходит власть самодержцев. Слабая женщина бросает своей смертью вызов дикому миру. Однако самоубийство является не лучшим выходом из сложившейся ситуации. Катерина могла сделать другой выбор. Например, она могла уйти в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Богу, она ведь была очень набожной. Однако героиня избирает смерть, что становится ее силой и одновременно ее слабостью.

В образе Кабанихи — богатой купчихи приволжского города Калинова — Островский нарисовал типичный характер, сложившийся в среде русской буржуазии предреформенного периода. При этом Островский не только обличает социальный тип, нашедший отражение в образе Кабанихи, но и раскрывает несостоятельность принципов, защищаемых Кабанихой, неизбежность их гибели в конкретно-исторических условиях конца пятидесятых годов. Он показывает, как Кабаниха, глубоко убежденная, что на ней только «дом держится», последовательным осуществлением своих принципов способствует развалу своей семьи.

Показав омерзительную сущность Кабанихи, Островский одновременно наделил ее незаурядным умом и силой характера. Сопоставление ума с ограниченностью и искаженностью ее представлений и понятий дало возможность драматургу показать пагубное влияние темного царства не только на его жертвы, но и на хозяев, и тем увеличить обличительную силу драмы.
Кабаниха появляется впервые в пятом явлении первого действия в окружении всей семьи.

Островский выявляет ее характер — своеобразное сочетание ханжества, деспотизма, суровой жестокости и грубости, необузданного самодурства и мелочной придирчивости. На примере Кабанихи Островский с удивительным мастерством показывает, что значит «поедом есть», «как ржа железо точит».
С первых же реплик мы видим характерную для Кабанихи манеру -изводить домашних упреками. Цель упреков Кабанихи — довести домашних до такого состояния, чтобы они и подумать не смели о какой бы то ни было непокорности. Но упреки у Кабанихи носят несколько особый характер. Своеобразие их заключается, во-первых, в их полной необоснованности. В том, в чем упрекает своих домашних Кабаниха, они совершенно неповинны, и сама Кабаниха это прекрасно понимает; во-вторых, упреки часто нужны Кабанихе для того, чтобы, отталкиваясь от них, начать свои наставления, поэтому и поводы для них находятся самые неожиданные.

У Кабанихи есть излюбленные темы для упреков и наставлений. Прежде всего, это упреки в непочтительности детей по отношению к родителям и упреки Тихону в том, что он предпочитает жену матери, в том, что он хочет «своим умом жить». Все оправдания Тихона нисколько не помогают. Да Тихон на это и не надеется. Он прекрасно знает, что эти оправдания нужны Кабанихе как доказательство его полной покорности. Упрекая, Кабаниха зорко следит за своей жертвой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее жестокий удар. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться, с меня довольно, что она меня любит» — следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но Кабаниха не только упрекает и угрожает, она наставляет. Любимая тема ее наставлений — «как надо жить», каков должен быть порядок в семье.

Кабаниха — ханжа. Ханжескую окраску ее речам придают, во-первых, ласкательные обращения: «мой друг», «мой милый» и т.д.; во-вторых, словосочетания, выражающие самоуничижение: «мать стара, глупа, ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас дураков взыскивать» в-третьих, ссылки на родительскую любовь: «ведь от любви родители и строги-то к вам, или «. да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»; в-четвертых, стремление представить себя несчастной: «Ну что же, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомните. »; в-пятых, наличие элементов церковного жаргона: «грех тяжелый», «разговор, близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь. »

Кабанихе свойственно не только ханжество, она — грубый жестокий деспот. «Что ты выскочила в глазах-то поюлить», или «Что ты сиротой-то прикидываешься», или «Да ты рехнулся, что ли», или «дурацкие мысли в голове держишь» и т.д.
Таким образом, на переплетении страшной грубости и елейного смирения строится речь Кабанихи.

Кабаниха с тупым фанатизмом поглощена соблюдением порядка, блюстительницей которого она является. Слово «порядок» в устах Кабанихи имеет свой определенный смысл. Это норма семейной жизни, это то, что признается правильным в темном царстве. Наставления, которые она дает Тихону относительно Катерины, выражают взгляды темного царства на положение невестки в семье.
Своими монологами Кабаниха неоднократно подчеркивает роль и значение старших в доме. «Хорошо еще у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. » «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

В 3-м действии пьесы Островский показывает Кабаниху в новом аспекте. Кабаниха дана вне семейного круга: со странницей Феклушей и с хозяином города Диким.
Разговор с Феклушей обнаруживает исключительное невежество, мракобесие и консерватизм Кабанихи; он же показывает, насколько высок авторитет странницы в ее глазах. Это единственное явление, где не Кабаниха ведет разговор, а где она только слушает и поддакивает, или подхватывает реплики Феклуши. Феклуша — единственный персонаж, в разговоре с которым Кабаниха говорит не свысока.

Таким образом, не только сами реплики и монологи Кабанихи раскрывают ее характер, но и то, как меняется Кабаниха в зависимости от того, с кем она разговаривает. Если по отношению к домашним Кабаниха груба, если ханжеский тон ее непрерывно чередуется с грубым окриком, если с Диким она говорит наставительным тоном, то с Феклушей она говорит степенно и ласково. Эта ласковость подчеркивается обращением «милая», «некуда вам торопиться, милая», «слышала я, милая» и т.д.

Следом за разговором с Феклушей идет сцена с Диким. В этом «состязании» самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Она сильнее и умнее Дикого. Кажется невероятным, что Кабаниха, ко¬торая только что с полным доверием внимала нелепым россказням Феклуши, так умно рассуждает с Диким.
У Кабанихи искажены представления о жизни. Она невежественная, ограниченна, но умна. Она прекрасно понимает Дикого, она знает цену его силе. «А честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами», говорит Кабаниха, чем подчеркивается ее отношение к Дикому.

Об уме и знании людей своего круга свидетельствует и психологический анализ поведения Дикого, который делает Кабаниха. «Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно на своих кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет».
Для Кабанихи деньги — критерий и основа всего.
Жизнь Кабанихи уложена в рамки старого быта, где каждый поступок имеет свое рази навсегда установленное следствие, а проступок — наказание. Надо поступать так праведно, чтобы в любой момент быть готовой к смерти, т.е. готовой предстать перед богом, говорит религия. А праведная жизнь, по представлениям Кабанихи — это строгое соблю¬дение установленных обычаем и обрядом правил.

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых.

Познакомимся с его представителями.

Марфа Игнатьевна Кабанова — поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость

Этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов

От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное — деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека — вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя.

]]>