Рубрики
Статьи

Нравственная проблематика романа Л. Толстого Война и мир

Формирование нравственной ориентации старшеклассников посредством уроков литературы. Взгляды Толстого на развитие личности. Нравственные искания героев романа «Война и мир». Раскрытие нравственной проблематики через христианское мировоззрение автора.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Стиль отношений между членами семьи

Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.

Как складываются отношения Курагиных вне их семьи

В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.

Какими члены семьи «входят» в жизнь

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кириллы Безухова, от которого он не при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера.

Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен достойно завершает семейную галерею — это женщина-хищница, готовая ради денег положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитывать нравственного отношения к жизни.

Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом — он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно охраняются.

Сходство между отцом и сыном

Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старо князя — его осведомленность о своевременных событиях удивляет даже его сына.

Несмотря на целый ряд чувств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских — безусловное уважении и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его, безусловно, уважает его и признает в нем авторитет.

Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростова живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.

Основная черта всех Ростовых

Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Единодушие в семье — залог счастье всех ее членов

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенный для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически я вилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.

Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества — искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

Николай Ростов и Марья Болконская

Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей.

Это союз, в котором муж и жена духовно обогащаются.

Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов

Цель их любви — супружество, семья, дети.

Интуитивное понимание близкого человека.

Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь — смысл всей своей жизни: Наташа — материнство, а Пьер — в осознании себя опорой для более слабого человека.

Роман Толстого «Война и мир» способствует формированию нравственных ориентиров человека, утверждению в нем гуманистических идеалов, развитию чувства гармонии и красоты, приобщению к культурному и духовному наследию человечества.

В своем романе Н.Л. Толстой поставил целую систему вопросов, формирующих представление о нравственности и культуре человека. Становится ясным, что взгляды автора, его опыт и жизненный опыт героев романа играют огромную роль в формировании нравственных аспектов современного школьника.

Толстой говорит о том, что главное — это нравственные законы, которые существуют объективно, но человек не всегда понимает их, следует им. Современному читателю надо брать пример с положительных героев Толстого, так как его положительный герой- это целый мир переживаний, духовных смятений, разочарований, поисков самих себя. Необходимо внимательно присмотреться к духовной красоте героев Толстого — князя Андрея и Пьера Безухова, которая проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для народа.

В романе «Война и мир» Толстой наглядно показывает, как в условиях критической ситуации меняются характеры и образ мыслей людей.

Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрения, мироощущения, т.е. все то, что определяет нравственную основу личности.

Античные мотивы, которые использует Толстой в романе, играют огромную роль. Через них как бы осуществляется связь произведения Толстого с современностью. Это позволяет считать его вневременным.

Нравственная проблематика романа «Война и мир» имеет общечеловеческое значение, поэтому это произведение будет актуальным для всех поколений, во все времена. Люди разных возрастов могут почерпнуть для себя разные знания.

1.Бычков С.П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества Бычков С.П. — М., 2001.-125с.

2.Громова — Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»

Громова — Опульская Л. Д. — М., Наука, 2001. -175с.

3. Айзерман Л.С. Русская классика накануне XXI века // Литература в школе. Айзерман Л.С.- Литература в школе. — 1997. — № 2.

4. Громова — Опульская Л. Д. Избранные труды. Громова — Опульская Л.Д. — М., Наука, 2005.- 365 с.

5. Выгалов Г.Н. Они писали Льва Толстого // Литература в школе. Выгалов Г.Н. — Литература в школе. — 1998. —№ 6.

6. Короленко В.Г. Дневники и письма.. Короленко В.Г. -М., Росмэн, 1998. — 202с.

7. Лебедев Ю. В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л.Н. Толстого // Литература в школе.

Лебедев Ю.В. -Литература в школе. — 1991. — № 1.

7. Лепешинская Т.А. Патриотическое и воспитательное значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Лепешинская Т.А. — Омский научный вестник — №10, 2006

8.Лепешинская Т.А. Историческое значение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в развитии общественно-патриотического сознания народов России и всего мира. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Культура и власть». Лепешинская Т.А. — Пенза: НОУ «Приволжский Дом знаний», 2005

9. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя Маймин Е.А.- М., Наука, 1978.-230с.

10. Одиноков В.Г. Поэтика романов Толстого. Одиноков В.Г.- М., Наука, 1979.- 280с.

11. Потапова Т.В. Семья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» // Литература в школе. Потапова Т.В. — Литература в школе. — 1997. — № 1.

12.Тарасов Б.Н. Дневники Л. Н. Толстого // Литература в школе.

Тарасов Б.Н.- Литература в школе. — 1997.-.№1

13. Толстой Л.Н. Война и мир. Толстой Л.Н. -М., Молодая гвардия.-1978.

14. Чернышевский Н.Г. Раннее творчество Толстого Чернышевский Н.Г. -М., Наука.- 1965.-105с

]]>