Рубрики
Статьи

СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ КАК СУБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ ПО ВЫПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала; Право и государство: теория и практика.

Текст научной статьи на тему «СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ КАК СУБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ ПО ВЫПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Трудовое право и право социального обеспечения

Ю.Б. Корсаненкова, В.П. Галаганов

ПО ВЫПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ

В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Вопрос об определении понятия семьи, возможности признания её субъектом права имеет важное значение для юридических наук (семейного, жилищного, гражданского права). Однако до сих пор нет единого универсального понятия семьи, применимого ко всем отраслям права. Вопрос о том, является ли семья субъектом права, поднимался ещё в начале 60-х гг. прошлого века. В научных исследованиях по общей теории права семья (включая семьи с детьми) не признавалась ни в одной из отраслей права единым субъектом права, указывалось лишь, что семья является определённым коллективом.1 Наиболее детально регламентируется понятие семьи семейным правом. Так, по мнению В.А. Рясенцева, семья представляет собой круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на

воспитание и призванными способствовать ук-

реплению и развитию семейных отношений.

Анализ семейного, гражданского и права социального обеспечения свидетельствует о том, что в правовых актах понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих её состав. Установление круга членов семьи зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «член семьи», а оно подлежит различной трактовке не только в различных отраслях права, но и в отдельных нормативных правовых актах в рамках одной отрасли. Большинство учёных права социального обеспечения связывает зависимость понятия семьи от целевой направленности правового

1 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М.: Изд-во юрид. лит-ры, 1961. С. 203.

2 Рясенцев В.А. Семейное право. М., 1971. С. 45.

регулирования в рамках социально-обеспечительных отношений. В советской литературе Е.И. Астрахан3 впервые доказал существование семьи как субъекта социально-обеспечительных правоотношений. Он проанализировал пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца и пришёл к выводу, что субъектом данного пенсионного правоотношения является семья в целом в составе тех членов семьи, которые подлежат пенсионному обеспечению. Эта позиция поддержана В.С. Андреевым4 и М.Л. Захаровым.5

В.Д. Новиков6 считал, что субъектом права на пенсию по случаю потери кормильца признаются отдельные члены семьи кормильца (в том числе и дети) несмотря на то, что их интересы представляет обычно один из них. С этой точкой зрения солидарны В.К. Субботенко, Р.П. Мананкова7, так как придерживаются мнения о том, что понятие «нетрудоспособность» и «иждивение», с которыми связано право на пенсию по случаю потери кормильца, могут быть применены лишь в отношении индивидуально определённых лиц. Е.В. Протас считает,

3 Астрахан Е.И. Некоторые вопросы пенсионного правоотношения по советскому трудовому праву: Уч. записки ВИЮН. Вып. 14. М.: ВЮИН, 1962. С. 153.

4 Андреев В.С. Право на социальное обеспечение в СССР. М.: Юрид. лит-ра, 1980. С. 217-218.

5 Советское пенсионное право / Под ред. М.Л. Захарова. М.: Юрид. лит-ра, 1974. С. 204.

6 Новиков В.Д. Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца // В Сб.: «Вопросы социального обеспечения». Вып. 9. М., 1976. С. 67-72.

7 Субботенков В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск: Изд-во ТГУ, 1980. С. 99-100. Мананкова Р.П. Семейно-правовые аспекты пенсионирования по случаю потери кормильца // В Сб.: «Проблемы совершенствования гражданско-правового регулирования» / Под ред. В.Ф. Воловича, Б.Л. Хас-кельберга, В.Н. Щеглова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. С. 111-115.

что субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца может быть не только семья, так как на практике возникают ситуации, когда этот вид пенсии устанавливается только единственно возможному субъекту. По её мнению, речь идёт о двойственном понятии субъектов права: при предоставлении права на пенсию законодательство относит к ним каждого члена семьи кормильца, а при реализации этого права в конкретное пенсионное правоотношение качественная определённость отдельных членов семьи нивелируется, и пенсия назначается и выплачивается семье в целом.1

В правовой литературе последнего десятилетия сделана попытка сформулировать определение понятия семьи с детьми как субъекта отношений по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также выделить её признаки и виды. Например, Е.В. Протас указывает, что составной частью понятия «семья, имеющая детей» являются такие компоненты, как материнство, отцовство и детство, однако, справедливо отмечает, что понятие «семья, имеющая детей» гораздо шире этих структурных компонентов и многообразнее. Мы согласны с этим мнением, так как семья, состоящая из родителей — матери и отца -и детей, является наиболее распространённым типом семьи, однако мать и ребёнок или отец и ребёнок тоже представляют семью, имеющую детей, хоть и неполную.

Из исследователей последних лет Л.А. Гречук3 представила углублённое изучение особенностей семьи как субъекта права. Семья, по её мнению, является субъектом права в целом, так как она обладает определёнными качествами, присущими субъекту права: 1) внешняя обособленность, которая проявляется в том, что, как правило, жилищные условия позволяют отдельно взятой семье проживать отдельно от других семей, а при совместном проживании с другой семьёй — в наличии самостоятельного семейного бюджета и самостоятельном ведении хозяйства; 2) персонификация

1 Протас Е.В. Правовое регулирование социального обеспечения семей, имеющих детей, в условиях перехода к рыночной экономике: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 1992. С. 43.

3 Гречук Л.А. Субъекты — получатели в праве социального обеспечения России: Дисс. . канд. юрид. наук. Томск, 2002. С. 141.

(выступление вовне в виде отдельного лица -персоны), которая проявляется в обращении одного из членов семьи, представляющих её интересы в соответствующий компетентный орган за назначением и выплатой пособия; 3) способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю, которая демонстрируется, например, в случае получения семьёй пособия на ребёнка, путём предоставления каждым её членом необходимых документов, подтверждающих, что семья имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

С нашей точки зрения, эти характеристики позволяют говорить о семье лишь как о субъекте правоотношений по обеспечению пособиями на детей, но не являются достаточными для вывода о появлении нового субъекта права. При этом, Л.А. Гречук предлагается следующее определение семьи: семья — это группа лиц, связанных родством и (или) свойством, или браком, состоящая не менее чем из двух физических лиц, проживающих вместе. Применительно к понятию «семья с детьми» данное определение семьи позволяет распространить понятие семьи и на одиноких граждан (отца, мать, бабушку, другого родственника), фактически воспитывающих ребёнка. Однако, исходя из указанных признаков семьи, этим понятием не охватываются случаи, когда имеет место совместное проживание ребёнка с усыновителем, опекуном, а также с приёмным родителем, так как в данном случае не существует факта кровного родства (свойства) или брака. В пользу данного вывода можно привести и нормы Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей», которым с 1 января 2007 г. вводится единовременное пособие при передаче ребенка в семью, право на которое имеет один из усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных родителей ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

По этому вопросу автору близка позиция Е.В. Соловьёвой, которая выделяет три основных критерия, характеризующих семью с детьми: 1) это наличие детей; 2) определённая правовая связь ребёнка с субъектами, осуществля-

ющими заботу о нём (кровная связь по рождению; правовая связь усыновлённого с усыновителем; институт опеки и попечительства; приёмная семья; 3) совместное проживание ребёнка с субъектами, осуществляющими заботу о нём. Выделение такого критерия, как наличие правовой связи, явилось основанием для выделения различных типов семей с детьми, которые требуют подробного рассмотрения. На основании такой правовой связи, как кровная связь по рождению, удостоверенная органами ЗАГСа, выделяется традиционный тип семьи, состоящий из родителей, кровных матери, отца и ребёнка (детей). При этом, родителями ребёнка и соответственно членами семьи являются не только мужчина и женщина, состоящие в зарегистрированном браке, но и лица, проживающие совместно в фактически брачных отношениях. К такому типу семей могут быть отнесены и неполные семьи с одним родителем, воспитывающим детей: одинокие матери, одинокие отцы.

В законодательстве о социальном обеспечении одинокая мать упоминается только в случае назначения ежемесячного пособия на ребёнка в повышенном размере и трактуется в подзаконном акте — Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., утвердившим Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Согласно данному постановлению, пособие выплачивалось только одной категории женщин — женщине с ребёнком, в свидетельстве которого отсутствует запись об отце, или такая запись произведена в установленном порядке по указанию матери. Причём при вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере пособий на детей, родившихся до вступления в брак.

Однако неполные семьи не сводятся только к «материнским». Как отмечают социологи, совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения наряду с внебрачной рождаемостью традиционно считаются разводы, овдове-ние (смерть одного из родителей).1 Как считают

1 Лунякова Л.Г. Положение неполных семей // Женщины и насилие в условиях общественных изменений: Материалы росс. на-учно-теоретич. конференции. Ярославль, 2000.

социологи, неполную семью нельзя прира

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

]]>