Рубрики
Статьи

Курс на снижение: отношение к многодетным в России — Дети

За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двоих детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Как менялось отношение к многодетным в России

В дореволюционной России многодетность, особенно в крестьянских семьях, составляющих подавляющее большинство населения, была залогом стабильности, крепкого большого хозяйства, процветания, довольства. Большая детская смертность побуждала женщину рожать как можно чаще, обычно за весь детородный период, прожитый совместно с мужем, у здоровой женщины рождалось от 8 до 11 детей.

Современные условия жизни диктуют совершенно другие законы выживания семьи. За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двух детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Cемьи с количеством детей, большим трех, вызывают, зачастую, сильное неодобрение окружающих, поскольку они выбиваются из рамок социального стереотипа. Нестабильность экономической ситуации в нашей стране лишь усугубляет эту тенденцию, несмотря на попытки возродить исконно русскую традицию многодетности во многих современных семьях.

Чем лучше условия, тем меньше детей

Самый распространенный довод противников многодетности следующий: все многодетные семьи – нищие, сидящие на шее у государства в целом и у них, как у порядочных налогоплательщиков, в частности. Эта точка зрения, мягко говоря, ошибочна, потому что субсидии и льготы для многодетных семей в нашей стране минимальны, а размеры детских пособий не достигают и 5% от прожиточного минимума. Таким образом, иждивенцами такие семьи назвать никак нельзя, даже наоборот: родители и старшие дети в таких семьях зачастую трудятся намного активнее, чем их сверстники из малодетных семей, чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни для всех членов семьи.

Люди, осуждающие многодетность, искренне считают, что для рождения ребенка нужно для начала самим встать прочно на ноги, потом хотя бы одного ребенка на ноги поставить, а для этого необходимы значительные средства. Однако вместе с тем была выявлена странная закономерность: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще семья ограничивается рождением одного ребенка.

Интересно также, что в наиболее обеспеченных семьях как минимум треть супругов (чаще — мужья) считают материальные условия недостаточными, и расценивают это как препятствие к появлению ребенка. А семьи, где доход невелик и уже есть один или два ребенка, но материальное положение значительно ниже, чем в обеспеченных семьях, оценивают свое материальное положение как вполне достаточное и даже высокое.

Таким образом, каков бы ни был доход семьи, удовлетворенность им может быть различной: для кого-то приемлемый уровень жизни – это трехэтажный коттедж и собственный катер, а для кого-то – двухкомнатная хрущевка. Т.е. дети в представлении многих потенциальных родителей как бы вступают в конкуренцию с удовлетворением материальных потребностей.

Если материальные потребности высоки, то ребенок часто не выдерживает конкуренции: на первом месте – материальное благополучие, и только потом — дети. Отсюда и появляется в последние годы много малодетных или вовсе бездетных хорошо обеспеченных семей.

Репродуктивные установки – наследуются

Сегодня современными общественными установками всячески поощряется и провоцируется самореализация женщины. Но вполне естественно, что женщина, отдающаяся работе, не может успевать вести хозяйство и в достаточной степени заботиться о ребенке – одна из этих двух важных сфер все равно пострадает. Поэтому многие женщины выходят из положения, взяв в дом помощницу по хозяйству, а для детей — няню или гувернантку (по возрасту ребенка).

Это нормальное явление, которое к тому же позволяет ребенку больше ценить мать, а мужу — жену как социально успешную женщину. Но сочетание многодетности и успешной карьеры — две вещи, совпадающие только в очень редких, просто исключительных случаях. Поэтому в обществе укоренился стереотип: многодетная мать не может быть успешной, полноценно реализовавшейся.

Вместе с тем исследования демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности.

По данным анкетирования школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предполагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности.

Таким образом, сегодня мы зачастую наблюдаем удручающую картину: один, в редком случае – два ребенка в семье. И политика государства относительно поддержки материнства и детства в нашей стране играет, к сожалению, далеко не последнюю роль в усилении этой тенденции .

На первом месте по-прежнему остается негативное отношение общества к многодетной семье. Между понятиями «многодетная мать/отец» и «неуспешный человек» практически ставится знак равенства, хотя на самом деле далеко не во всех случаях это так. Отношение к детям из многодетных семей в нашей стране в последние годы стало еще более плачевным, хотя многие из стереотипов по-прежнему остаются всего лишь заблуждениями, но об этом мы поговорим в следующий раз.

]]>

Добавить комментарий